Страница 1 из 1

Многоточие

Добавлено: 02 фев 2020, 22:36
a-sake
     Многоточие (эллипсис, от греч. ellipsis - незаполненность) - самостоятельный типографский знак, разновидность отточия, состоящий из трёх точек идущих подряд. Используется для обозначения скрытого смысла, особенностей устной речи (вздох, пауза, задумчивость), недосказанности либо для исключения из текста некоторых слов, например при цитировании.

     В русском языке многоточие в качестве одного из знаков препинания впервые указано в грамматике А. Х. Востокова в 1831 году. Тогда оно называлось «знак пресекательный».

     Познакомимся (или вспомним), когда и для каких целей применяется многоточие. Но сначала запомним, какие места занимает этот знак на письме.      
     Многоточие привязано или к концу последнего слова, или к началу первого слова в предложении, или внутри предложения.
     Б. Л. Пастернак подчеркивал, что «самое ясное, запоминающееся и важное в искусстве есть его возникновенье...»     Многоточие (эллипсис, от греч. ellipsis - незаполненность) - самостоятельный типографский знак, разновидность отточия, состоящий из трёх точек идущих подряд. Используется для обозначения скрытого смысла, особенностей устной речи (вздох, пауза, задумчивость), недосказанности либо для исключения из текста некоторых слов, например при цитировании.

     В русском языке многоточие в качестве одного из знаков препинания впервые указано в грамматике А. Х. Востокова в 1831 году. Тогда оно называлось «знак пресекательный».

     Познакомимся (или вспомним), когда и для каких целей применяется многоточие. Но сначала запомним, какие места занимает этот знак на письме.      
     Многоточие привязано или к концу последнего слова, или к началу первого слова в предложении, или внутри предложения.
     Б. Л. Пастернак подчеркивал, что «самое ясное, запоминающееся и важное в искусстве есть его возникновенье...»
     ...И наконец, мы увидели нечто. Долго же ждать нам пришлось.
     При постановке пробела в середине предложения с обеих сторон пробелами не отделяется, а это правило нередко нарушается:
     - Вот я… выздоровлю, я вас… вынесу! (М. Горький)

     О роли многоточий

     1. Многоточие ставится для обозначения незаконченности высказывания, вызванной различными причинами (волнением говорящего, внешними помехами и т. д.), например:
     - Дубровский молчал… Вдруг он поднял голову, глаза его засверкали, он топнул ногою, оттолкнул секретаря… (А. С. Пушкин).
     - И вы не боитесь... - Чего не боюсь? - ...ошибиться?;
     - «И кроме того... - подумалось мне, - и кроме того...»

     2. Многоточие ставится для указания на перерывы в речи, на заминки, например:
     - В департаменте... но лучше не называть, в каком департаменте (Н. В. Гоголь);
     - А...а...а, как-же иначе, - заикался он (ср.: - А-а-а, - протяжно и понимающе произнес он).
     3. Многоточие ставится в конце предложения для указания на то, что приводимое перечисление могло бы быть продолжено, например: На выставке в зале Музея искусств Грузии представлено свыше 50 произведений Пикассо, Ренуара, Гогена, Дега, Бернара, Модильяни, Сезанна, Моне... (из газет).
     4. Многоточие ставится для указания на неожиданный переход от одной мысли к другой, например: Дубровский молчал... Вдруг он поднял голову, глаза его засверкали, он топнул ногой, оттолкнул секретаря... (А. С. Пушкин).
     5. Многоточие в начале текста указывает, что продолжается прерванное какой-нибудь вставкой повествование или что между событиями, описываемыми в предшествующем тексте и в данном, прошло много времени, например: ...А теперь вернемся к началу этой истории, продолжавшейся двадцать лет.
     6. Многоточие ставится при перечислении слов с нераскрытым содержанием, например: Фестивали... Конкурсы... Концерты... (название телепередачи).

     Многоточие при цитатах
     1. Если цитата приводится не полностью, то пропуск обозначается многоточием, которое ставится:
     1) перед цитатой (после открывающих кавычек), синтаксически не связанной с авторским текстом, для указания, что цитата приводится не с начала предложения, например: Л. Н. Толстой писал: «...в искусстве простота, краткость и ясность есть высшее совершенство формы искусства, которая достигается только при большом даровании и большом труде»;
     2) в середине цитаты, когда пропущена часть текста внутри ее, например: Говоря о достоинствах языка народной поэзии, А. А. Фадеев напомнил: «Не случайно наши русские классики... рекомендовали читать сказки, прислушиваться к народной речи, изучать пословицы, читать писателей, которые обладают всем богатством русской речи»;
     3) после цитаты (перед закрывающими кавычками), когда цитируемое предложение приводится не до конца, например: Выступая в защиту культуры устной речи, А. П. Чехов писал: «В сущности ведь для интеллигентного человека дурно говорить должно бы считаться таким же неприличием, как не уметь читать и писать...»
     2. После цитаты, заканчивающейся многоточием, ставится точка, если цитата не является самостоятельным предложением, например: М. В. Ломоносов писал, что «красота, великолепие, сила и богатство российского языка явствует довольно из книг, в прошлые века писанных...».
     Если же цитата является самостоятельным предложением, то после кавычек точка не ставится, например: В. Г. Белинский писал: «В „Онегине" все части органически сочленены...» (как и при прямой речи).

     Сочетание многоточия с вопросительным или восклицательным знаком
     1. После вопросительного или восклицательного знака ставятся не три точки (обычный вид многоточия), а две (третья точка стоит под одним из названных знаков), например: Сколько жить еще на свете?.. (А. Т. Твардовский); А как вы вчера играли!.. (А. Н. Островский).
     2. При встрече многоточия с запятой последняя поглощается многоточием, которое указывает не только на пропуск слов, но и на пропуск знака препинания, например: Жена его... впрочем, они были совершенно довольны друг другом (Н. В. Гоголь).
     ...И наконец, мы увидели нечто. Долго же ждать нам пришлось.
     При постановке пробела в середине предложения с обеих сторон пробелами не отделяется, а это правило нередко нарушается:
     - Вот я… выздоровлю, я вас… вынесу! (М. Горький)

     О роли многоточий

     1. Многоточие ставится для обозначения незаконченности высказывания, вызванной различными причинами (волнением говорящего, внешними помехами и т. д.), например:
     - Дубровский молчал… Вдруг он поднял голову, глаза его засверкали, он топнул ногою, оттолкнул секретаря… (А. С. Пушкин).
     - И вы не боитесь... - Чего не боюсь? - ...ошибиться?;
     - «И кроме того... - подумалось мне, - и кроме того...»
     Многоточие (эллипсис, от греч. ellipsis - незаполненность) - самостоятельный типографский знак, разновидность отточия, состоящий из трёх точек идущих подряд. Используется для обозначения скрытого смысла, особенностей устной речи (вздох, пауза, задумчивость), недосказанности либо для исключения из текста некоторых слов, например при цитировании.

     В русском языке многоточие в качестве одного из знаков препинания впервые указано в грамматике А. Х. Востокова в 1831 году. Тогда оно называлось «знак пресекательный».

     Познакомимся (или вспомним), когда и для каких целей применяется многоточие. Но сначала запомним, какие места занимает этот знак на письме.      
     Многоточие привязано или к концу последнего слова, или к началу первого слова в предложении, или внутри предложения.
     Б. Л. Пастернак подчеркивал, что «самое ясное, запоминающееся и важное в искусстве есть его возникновенье...»
     ...И наконец, мы увидели нечто. Долго же ждать нам пришлось.
     При постановке пробела в середине предложения с обеих сторон пробелами не отделяется, а это правило нередко нарушается:
     - Вот я… выздоровлю, я вас… вынесу! (М. Горький)

     О роли многоточий

     1. Многоточие ставится для обозначения незаконченности высказывания, вызванной различными причинами (волнением говорящего, внешними помехами и т. д.), например:
     - Дубровский молчал… Вдруг он поднял голову, глаза его засверкали, он топнул ногою, оттолкнул секретаря… (А. С. Пушкин).
     - И вы не боитесь... - Чего не боюсь? - ...ошибиться?;
     - «И кроме того... - подумалось мне, - и кроме того...»

     2. Многоточие ставится для указания на перерывы в речи, на заминки, например:
     - В департаменте... но лучше не называть, в каком департаменте (Н. В. Гоголь);
     - А...а...а, как-же иначе, - заикался он (ср.: - А-а-а, - протяжно и понимающе произнес он).
     3. Многоточие ставится в конце предложения для указания на то, что приводимое перечисление могло бы быть продолжено, например: На выставке в зале Музея искусств Грузии представлено свыше 50 произведений Пикассо, Ренуара, Гогена, Дега, Бернара, Модильяни, Сезанна, Моне... (из газет).
     4. Многоточие ставится для указания на неожиданный переход от одной мысли к другой, например: Дубровский молчал... Вдруг он поднял голову, глаза его засверкали, он топнул ногой, оттолкнул секретаря... (А. С. Пушкин).
     5. Многоточие в начале текста указывает, что продолжается прерванное какой-нибудь вставкой повествование или что между событиями, описываемыми в предшествующем тексте и в данном, прошло много времени, например: ...А теперь вернемся к началу этой истории, продолжавшейся двадцать лет.
     6. Многоточие ставится при перечислении слов с нераскрытым содержанием, например: Фестивали... Конкурсы... Концерты... (название телепередачи).

     Многоточие при цитатах
     1. Если цитата приводится не полностью, то пропуск обозначается многоточием, которое ставится:
     1) перед цитатой (после открывающих кавычек), синтаксически не связанной с авторским текстом, для указания, что цитата приводится не с начала предложения, например: Л. Н. Толстой писал: «...в искусстве простота, краткость и ясность есть высшее совершенство формы искусства, которая достигается только при большом даровании и большом труде»;
     2) в середине цитаты, когда пропущена часть текста внутри ее, например: Говоря о достоинствах языка народной поэзии, А. А. Фадеев напомнил: «Не случайно наши русские классики... рекомендовали читать сказки, прислушиваться к народной речи, изучать пословицы, читать писателей, которые обладают всем богатством русской речи»;
     3) после цитаты (перед закрывающими кавычками), когда цитируемое предложение приводится не до конца, например: Выступая в защиту культуры устной речи, А. П. Чехов писал: «В сущности ведь для интеллигентного человека дурно говорить должно бы считаться таким же неприличием, как не уметь читать и писать...»
     2. После цитаты, заканчивающейся многоточием, ставится точка, если цитата не является самостоятельным предложением, например: М. В. Ломоносов писал, что «красота, великолепие, сила и богатство российского языка явствует довольно из книг, в прошлые века писанных...».
     Если же цитата является самостоятельным предложением, то после кавычек точка не ставится, например: В. Г. Белинский писал: «В „Онегине" все части органически сочленены...» (как и при прямой речи).

     Сочетание многоточия с вопросительным или восклицательным знаком
     1. После вопросительного или восклицательного знака ставятся не три точки (обычный вид многоточия), а две (третья точка стоит под одним из названных знаков), например: Сколько жить еще на свете?.. (А. Т. Твардовский); А как вы вчера играли!.. (А. Н. Островский).
     2. При встрече многоточия с запятой последняя поглощается многоточием, которое указывает не только на пропуск слов, но и на пропуск знака препинания, например: Жена его... впрочем, они были совершенно довольны друг другом (Н. В. Гоголь).
     2. Многоточие ставится для указания на перерывы в речи, на заминки, например:
     - В департаменте... но лучше не называть, в каком департаменте (Н. В. Гоголь);
     - А...а...а, как-же иначе, - заикался он (ср.: - А-а-а, - протяжно и понимающе произнес он).
     3. Многоточие ставится в конце предложения для указания на то, что приводимое перечисление могло бы быть продолжено, например: На выставке в зале Музея искусств Грузии представлено свыше 50 произведений Пикассо, Ренуара, Гогена, Дега, Бернара, Модильяни, Сезанна, Моне... (из газет).
     4. Многоточие ставится для указания на неожиданный переход от одной мысли к другой, например: Дубровский молчал... Вдруг он поднял голову, глаза его засверкали, он топнул ногой, оттолкнул секретаря... (А. С. Пушкин).
     5. Многоточие в начале текста указывает, что продолжается прерванное какой-нибудь вставкой повествование или что между событиями, описываемыми в предшествующем тексте и в данном, прошло много времени, например: ...А теперь вернемся к началу этой истории, продолжавшейся двадцать лет.
     6. Многоточие ставится при перечислении слов с нераскрытым содержанием, например: Фестивали... Конкурсы... Концерты... (название телепередачи).

     Многоточие при цитатах
     1. Если цитата приводится не полностью, то пропуск обозначается многоточием, которое ставится:
     1) перед цитатой (после открывающих кавычек), синтаксически не связанной с авторским текстом, для указания, что цитата приводится не с начала предложения, например: Л. Н. Толстой писал: «...в искусстве простота, краткость и ясность есть высшее совершенство формы искусства, которая достигается только при большом даровании и большом труде»;
     2) в середине цитаты, когда пропущена часть текста внутри ее, например: Говоря о достоинствах языка народной поэзии, А. А. Фадеев напомнил: «Не случайно наши русские классики... рекомендовали читать сказки, прислушиваться к народной речи, изучать пословицы, читать писателей, которые обладают всем богатством русской речи»;
     3) после цитаты (перед закрывающими кавычками), когда цитируемое предложение приводится не до конца, например: Выступая в защиту культуры устной речи, А. П. Чехов писал: «В сущности ведь для интеллигентного человека дурно говорить должно бы считаться таким же неприличием, как не уметь читать и писать...»
     2. После цитаты, заканчивающейся многоточием, ставится точка, если цитата не является самостоятельным предложением, например: М. В. Ломоносов писал, что «красота, великолепие, сила и богатство российского языка явствует довольно из книг, в прошлые века писанных...».
     Если же цитата является самостоятельным предложением, то после кавычек точка не ставится, например: В. Г. Белинский писал: «В „Онегине" все части органически сочленены...» (как и при прямой речи).

     Сочетание многоточия с вопросительным или восклицательным знаком
     1. После вопросительного или восклицательного знака ставятся не три точки (обычный вид многоточия), а две (третья точка стоит под одним из названных знаков), например: Сколько жить еще на свете?.. (А. Т. Твардовский); А как вы вчера играли!.. (А. Н. Островский).
     2. При встрече многоточия с запятой последняя поглощается многоточием, которое указывает не только на пропуск слов, но и на пропуск знака препинания, например: Жена его... впрочем, они были совершенно довольны друг другом (Н. В. Гоголь).